Распечатать Страница

Информирование родителей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью

Введение

В период летнего отдыха у детей и подроcтков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.

В целях профилактики несчастных случаев и детской смертности от внешних причин в образовательных организациях необходимо проводить информирование родителей   о   рисках,   связанных   с   детской   смертностью,    их   причинах,    типах и способах предупреждения.

Методические  рекомендации  рассматривают! различные  аспекты  организации и   проведения   комплекса   мероприятий    для    образовательных    организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью и могут быть использованы для организации работы с родителями и детьми.

Разработаны настоящие рекомендации федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей)>  на основе материалов, представленных Министерством здравоохранения Россий кой Федерации.

 

1. Наиболее распространенные    несчастные    случаи, приводящие к увечьям и смерти детей, их причины

Медицинские  эксперты  Всемирной  организации   здравоохранения  пришли к выводу — в настоящее время в большинстве цивилизованных стран дети чаще погибают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых. Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально  обезопасить своего ребенка от несчастного случая. Наиболее        распространенные         несчастные        случаи,        приводящие к увечьям и смерти детей:

  • ожоги;
  • падения с высоты; утопления; отравления;
  • поражения электрическим током;
  • дорожно-транспортные происшествия, вkлючая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а так же роллинг (катание на роликах).

На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать,  что  причинами  несчастных случаев в детском возрасте чаще всего является:

  • отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп,
  • неосторожное, неправильное поведение  ребенка  в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.

Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Причины несчастных случаев с детьми име т возрастную специфику:

  • В   возрасте   до   4   лет  дети   чаще   подвергаются    несчастным   случаям, самостоятельно познавая окружающий мир .
  • В   возрасте   от  5  до   I О лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка.
  • В возрасте от 1О до 14 лет и  старше —  вследствие  борьбы  за  лидерство. Так,         у   детей   10-12   лет   появляются   новые   интересы,   они   становятся   более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательнпсть, стремятся утвердиться в среде сверстников.

Бурная энергия и активность — факторы, способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10-13 лет. Подросток, сознавая свою

«нескладность» , старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность , вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными , импульсивными.

2.   Обучение детей основам профилактики несчастных случаев

 С    учетом    указанных,    причин    работа    родителей    по    предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:

  • создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора,
  • систематическое обучение    детей   основам    профилактики   несчастных

Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:

  1.  организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;
  2. ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ;
  3. запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных  зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);
  4. обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи).

Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев включает:

  • информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а так же об условиях и способах избегания несчастных случаев;
  • регулярное инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасчого поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортиьных площадках и т.п.;
  • обучение ребенка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству  к  опасному   поведению   со  с+  ороны  ровесников   или  старших товарищей, формирование ответственности  за  здоровье  и  жизнь  окружающих людей,   особенно   младших   товарищей,   которые   могут   стать   жертвой   нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям;
  • обучение ребенка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.

Основные условия проведения успешной профилактической работы с детьми:

  1. . Чтобы избежать  несчастных  случаев,  родители,  прежде  всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить . Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.
  2. Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения.
  3. Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!
  4. Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.
  1. Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что   несчастные   случаи    чаще   всего   происходят    во   время    игр и    развлечений.    Следует    именно    им     уделять     повышенное     внимание при инструктировании ребенка.
  2. Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята,     помогающие     родителям,     как     правило ,     более     аккуратны и внимательны и менее подвержены  действию  опасных  факторов.  Приучая  ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему  необходимо  выполнять  те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.
  3. Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.
  4. Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и  рискового поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.

3. Рекомендации по предупреждению несчастных случаев

 Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих   к   ним,   а   также   действиях,   обеспечивающих их предупреждения, предотвращение.

3.1   Ожоги

Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами,  при нахождении  вблизи открытого огня, а так же в результате длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом).

Для предупреждения ожогов:

  • ограничьте доступ детей к открытому  огню,  явлениям  и  веществам, которые могут вызвать ожоги;
  • запретите  детям  разводить  костры  и  находиться  вблизи  открытого  огня  без присмотра взрослых.

Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:

  1. защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убuром желательно из натурального хлопка, льна;
  2. защищать    глаза    темными     очками,    при    этом    очки    должны    быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазона А, В;
  3. избегать пребывания на открытых пространствах, где прямые солнечные лучи. Солнце самое активное и опасное в период с i 2 до 16 часов.
  4. нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25 — 30 единиц) за 20 — 30 минут до выхода на улицу;
  5. находиться на солнце (если ребенок  загорает  в первый  раз) можно не более 5 — 6 минут и 8 — 1О минут после образования загара;
  6. принимать  солнечные  ванны  не  чаще   2 — 3   раз   в  день  с   перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени;
  7. избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно голову.  С  этой  целью  необходимо  прикрываться   зонтом,  чередовать  куrтзние и отдых, не засыпать на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить;
  8. не находиться долгое время на солнце (даже если под зонтом). Продолжительность  солнечных  ванн  изнач ально1      не  должна  быть  дольше  15 — 20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе.
  9. — загорать лучше не  лежа,  а  в  движении ,  а  также  принимать  солнечные ванны в утренние часы и вечерние;
  10. приучать  ребенка  поддерживать  в  организме  водный   баланс:   находясь на отдыхе, на море пить не меньше 2 — 3-х литров в день.
  11. протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать прохладный душ.
  12. научить ребенка при ощущении недомогания  незамедлительно обращаться за помощью.

3.2.Падение с высоты

 Падения  с  высоты  чаще  всего  связаны  с  пребыванием  детей  без  присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках, сараях,   деревьях,   а   также   с   нарушением   правил    поведения    на   атrаттракционах и качелях.

Для предупреждения падения с высоты необходимо:

  • запретить детям играть  в опасных  местах ; не оставлять детей без присмотра на высоте;
  • объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями, необходимость  соблюдения  всех  правил  безопасности,   в  том  числе   не  вставать во  время  движения  аттракциона  или  во  время   раскачивания,   не  раскачивс1ться на большую высоту и т.п., а также  использования  всех  страховочных приспособлений;
  • обеспечить   ребенку   безопасность    и   присмотр    при    открытых    окнах и балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от падений.

3.3   Отравление

 Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания или соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов,  а   так   же   при   употреблении   в   пищу   ядовитых   грибов,   ягод или ядовитых растений.

Для предупреждение  отравления необходимо:

  • хранить ядовитые вещества и  медикаменты  в  недоступном  для  детей месте, в специально маркированной посуде;
  • давать ребенку лекарственные препараты  только  по  назначению  врача и, ни в коем случае, не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста;
  • не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды . Объяснить ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.

3.4   Поражение электрическим током

Поражение   электрическим   током   чаще   наступает   при   нахождении   детей в запрещенных местах (стройках, промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.).

Для предупреждения поражения электрическим током необходимо:

  • запретить детям играть в опасных местах;
  • объяснить ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.

3.5   Утопление

 Утопления происходят по причине купания  в  запрещенных  местах,  ныряния на глубину или неумения ребенка плавать.

Для предупреждения утопления необходимо:

  • не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема;
  • разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах;
  • обеспечить его защитными  средствами в случае если ребенок не умеет
  • напоминать ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением водоема.

3.6   Роллинговый травматизм

 Роллинговый   травматизм   наступает   в   результате   падений   при    катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного    аппарата    и    травмам     головы,     иногда     несовместимым с жизнью.

Для предупреждения роллингового травматизма необходимо:

  • выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надежно поддерживать голеностопный сустав;
  • научить ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно подвести    к    перилам,    поставить    между    двух    стульев.    Важно     проследить за правильной постановкой голеностопного сустава.
  • научить способам торможения. Если не можете этого сделать сами — пригласите опытного роллера;
  • приобрести обязательно наколенники, налокотники, напульсники и шлем.
  • Это предупредит основные травмы. Требуйте их использования ребенком; научить ребенка правильно падать: вперед на колени, а затем на руки; запретите кататься вблизи проезжей части;
  • научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным.

3.7   Дорожно-транспортный травматизм

Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с  участием  пешеходов,  автомобилей,  при езде  на велосипеде и мотоцикле.

Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:

  • соблюдать неукоснительно САМИМ, а также научить ребенка соблюдать правила дорожного движения;
  • научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств). Самая опасная машина — стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно,  значит,  ее  нет.  Но,   выходя   из-за   такой   машины   на   проезжую   часть, 63 ребенка из l 00 попавших в дорожное происшествие попадают под колеса другой машины;
  • использовать   при   перевозке   ребенка   В1   автомобиле   специальное   кресло и ремни безопасности;
  • научить    ребенка    безопасному    поведению    при    езде    на    мотоц кле и велосипеде. Дети должны обязательно использовать защитные шлемы и другие защитные приспособления.
  • Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на  железной дороге.
  • Для предупреждения дорожно-тра нс портно1о  травматизма  на железной дороге необходимо:
  • не оставлять детей без присмотра вблизц железнодорожных путей; запрещать детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п.,
  • кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;
  • учить  детей    переходить     железнодорожные     пути только в специально отведенных местах;
  • соблюдать  САМИМ   и  требовать   от  детей  соблюдения   правил   проезда в железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки и высадки пассажиров из вагона, поведения в вагонах.

Родители должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях — это средство спасения жизни и здоровья ребенка!

Постоянная ссылка на это сообщение: http://www.duschool.ru/?page_id=5512